Глисерия Тупинамба достигла исторической вехи как первая художница из числа коренных народов, представившая персональную выставку для Бразилии на Венецианской биеннале…

Глисерия Тупинамба будет представлять Бразилию на Венецианской биеннале 2024 года, что ознаменует историческое событие, поскольку она стала первой художницей из числа коренных народов, представившей персональную выставку в павильоне страны.

Это выставочное пространство, традиционно известное как Бразильский павильон, в этом выпуске было переименовано в Павильон Хахавпуа. Название происходит от слова, используемого народом патасо для обозначения территории, которая сейчас признана Бразилией до ее колонизации португальцами. Примечательно, что в объявлении о павильоне признавалось, что с течением времени у территории «было много других названий».

Это переименование павильона соответствует аналогичному подходу, принятому в 2022 году для Северного павильона, выставочного пространства, которое на биеннале разделяют Норвегия, Швеция и Финляндия. В этом случае павильон был посвящен исключительно саамским художникам и был переименован соответственно, чтобы отразить эту направленность.

Хотя Глисерия — первая художница, единолично владеющая павильоном, стоит отметить, что она не первая художница из числа коренных народов, выставившаяся в бразильском павильоне. Другой художник из числа коренных народов, Чико да Силва, художник, родившийся от матери-коренной перуанской матери и отца-бразильца, удостоился чести быть представленным в Бразильском павильоне 1966 года.

Параллельно с этим, павильон Хахавпуа отражает значительное развитие, происходящее в павильоне США. Там Джеффри Гибсон, член группы индейцев чокто штата Миссисипи с наследием чероки, станет первым артистом из числа коренных народов, который будет представлять Соединенные Штаты в сольном качестве.

Глисерия, представительница народа Тупинамба, представит выставку под названием «Каа Пуэра: мы ходячие птицы». Это название отсылает к капоэйре, птице, известной своей способностью маскироваться в заветных лесах Тупинамба. К сожалению, эти самые леса находятся под угрозой со стороны корпоративных интересов, стремящихся перепрофилировать их для сельскохозяйственных целей, и Glicéria активно и открыто выступает против этого.

В Бразилии Глисерия известна как художница и активистка. В 2010 году она попала в заголовки газет, когда ее задержали вместе с ребенком на два месяца после того, как она смело выступила против жестокости полиции, что вызвало широкую обеспокоенность среди правозащитных организаций. Ее основное внимание уделяется сохранению культуры Тупинамба, и она эффективно использует свои фильмы в качестве инструментов в своей пропагандистской деятельности. Одна из ее работ, которая в настоящее время выставлена в Музее искусств Сан-Паулу, раскрывает значение плащей в культуре Тупинамба.

Кураторами презентации Глисерии на Венецианской биеннале будут Ариссана Патаксо, Денилсон Банива и Густаво Кабоко Вапичана.

В заявлении кураторы подчеркнули, что тема павильона вращается вокруг идеи, «что мы помним о тех, кто находится на маргиналах, детерриториализирован, сделан невидимым, заключен в тюрьму и чьи территориальные права нарушены, но кто призывает нас к сопротивлению, полагая, что мы — люди-птицы-память-природа, потому что всегда есть возможность возрождения и сопротивления».

Хотя Глицерия получит официальное признание за павильон, она направит приглашения другим членам своего сообщества Тупинамба сотрудничать с ней в этом начинании. Конкретные участники Тупинамбы, которые будут задействованы, еще не объявлены.

Источник: https://www.artmajeur.com/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *